Организация охраны здоровья учеников
Санбюллетень






Медицинское обслуживание школьников

Законодательством Российской Федерации устанавливается порядок обеспечения прав детей на охрану здоровья, оказания детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей:
профилактику заболеваний;
медицинскую диагностику;
лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение;
медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;
санаторно-курортное лечение детей.
Медицинское обеспечение в детских образовательных учреждениях и школах должны осуществлять медицинский персонал, находящийся в штате самого учреждения, или специалисты лечебно-профилактического учреждения.
Архитектурно-планировочные и конструктивные решения помещений медицинского назначения должны обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, обеспечивать условия для оказания медицинской помощи.
ст. 10 Федерального Закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» провозглашает, что:
«В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей».
П. 4 статьи 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. N 3266-1 устанавливает, что медицинское обслуживание школьников обеспечивают органы здравоохранения. При этом образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Данные нормы детализированы в п. 23. «Типового положения об общеобразовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196) согласно которому:
«Медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Общеобразовательное учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников».
Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования
Хотя большая часть прививок приходится на раннее детство и дошкольный возраст, с переходом в первый класс вакцинация ребенка не прекращается. Ведь для эффективной защиты от болезней необходимо прививаться повторно, придерживаясь рекомендуемых схем и сроков — а последние иногда растягиваются на годы.
Календарь прививок, разработанный экспертами из Российского союза педиатров, создан на основе официального графика вакцинации, принятого в 2014 году. При этом в нем учтены текущая эпидемиологическая ситуация в России и наличие сертифицированных вакцин на рынке.
В дополнение к «необходимому минимуму» из прививок от 12 болезней в обновленный календарь включены вакцины от менее распространенных, но весьма грозных болезней: ротавирусной и менингококковой инфекций, гепатита А, ветряной оспы, клещевого энцефалита, вируса папилломы человека и гемофильной инфекции типа b.
Школа не может отказать в приеме ребенка из-за отсутствия тех или иных прививок — это нарушит его право на получение бесплатного образования. Однако помимо медкарты школы часто требуют от родителей прививочный сертификат. Это требование незаконно.
Отказать в приеме в школу можно лишь в случае, если в учебном заведении введен карантин или есть риск возникновения эпидемического заболевания, против которого не привит ребенок. И даже такой отказ может быть только временным — до снятия карантина.
В то же время по закону ответственность за здоровье ребенка несут не учителя или врачи, а его родители. Отказываясь от прививок, в своем стремлении «защитить» ребенка от возможных осложнений взрослые подвергают его гораздо большей опасности.
Например, тяжелая аллергическая реакция (анафилактический шок) возникает не чаще, чем один раз на миллион доз вакцины. А инъекции антибиотиков сопровождаются таким осложнением в одном случае из 5 тысяч. К тому же последствия болезни в случае отказа от прививки могут быть гораздо серьезнее — вплоть до смертельного исхода.
Вакцинация в школе — «догоняющая» и «продолжающая»
Переход из садика в школу — этап, когда дети оказываются во всех смыслах в новой среде. В том числе меняется и их эпидемиологическое окружение. К тому же возросшая нагрузка приводит к стрессу и может дополнительно ослабить иммунитет и сделать ребенка более уязвимым перед болезнями, которые можно предотвратить с помощью прививок. Поэтому на этом этапе нужно повторно привить его от наиболее опасных заболеваний.
Однако в любом случае школьный прививочный календарь уже не столь насыщен, как в более раннем возрасте. Вот какие прививки в него входят:
6–7 лет
• ревакцинация от туберкулеза (для этого проба Манту у ребенка должна быть отрицательной);
• вторая ревакцинация от коклюша, дифтерии и столбняка;
• вторая ревакцинация от полиомиелита;
• ревакцинация от ветряной оспы;
• ревакцинация от кори, краснухи и эпидемического паротита.
12–13 лет
• ревакцинация от менингококковой инфекции;
• вакцинация и ревакцинация от вируса папилломы человека (сроки и промежуток между прививками определяет врач в зависимости от типа вакцины).
14 лет
• третья ревакцинация от коклюша, дифтерии и столбняка;
• третья ревакцинация от полиомиелита.
Также педиатры настоятельно советуют ежегодно делать прививку от гриппа — обычно ее делают в сентябре — октябре.
Медицинский работник выполняет следующий объем работы:
- Функциональных обязанностей у школьного врача очень много - наблюдение за физическим развитием: как растут наши дети, как меняется их вес, оценка состояния здоровья, проведение углубленных профилактических осмотров в декретированные возрастные периоды: в 10 лет (перед началом предметного обучения), в 12 лет, в 14 лет, и далее (до достижения совершеннолетия) такие осмотры должны осуществляться ежегодно.
Кроме этого, школьный врач должен осуществлять наблюдение за соблюдением санитарно-гигиенических условий в образовательных учреждениях, что, к сожалению, не всегда происходит эффективно, поскольку у подросткового и школьного врача нет возможности влиять на изменение условий, в которых учатся наши дети. Также школьный врач должен контролировать учебно-воспитательный процесс, составление расписания, режима занятий, вакцино-профилактику, физическое и трудовое воспитание...
Помимо прочих обязанностей данные специалисты обязаны вести «Медицинскую карту ребенка» (форма утверждена Приказом Минздрава РФ от 03.07.2000 N 241) на каждого обучающегося.
Температура помещений школы
Помещение | Значение, °С |
---|---|
Учебные кабинеты | 18-24 |
Актовый зал | 20-22 |
Спортивные залы | 17 - 20 |
Медкабинет | 20-22 |
Раздевалки | 20-22 |
Температурный режим для ограничения посещения школы
Температура | Скорость ветра | Занятия отменяются в классах |
---|---|---|
- 29 | без ветра | 1-4 |
- 27 | 1-4 м/с | 1-4 |
- 25 | более 5 м/с | 1-4 |
-32 | без ветра | 1-8 |
-30 | 1-4м/с | 1-8 |
- 28 | более 5 м/с | 1-8 |
-36 | без ветра | 1-11 |
- 34 | 1-4м/с | 1-11 |
- 32 | более 5 м/с | 1-11 |
Охрану здоровья учащихся (а также проведение прививочных кампаний, медицинских осмотров) обеспечивает МУЗ ЛГБ
Медицинский работник
Информация об ЛПУ осуществляющем обслуживание
